Новости

Лучшие портретники для беззеркалок: сводный дайджест

Опубликовано: 10.10.2018

На зеркалках с портретниками давно всё чудесно, и для всех уважающих себя систем есть светосильные и сверхсветосильные линзы, с которыми можно снимать крупный портрет с шикарно размытым фоном. На беззеркалках ситуация несколько сложнее, но что-то с ЭФР 85-150 миллиметров найти можно. Под катом небольшой дайджест линз, интересных для портретной съёмки. Некоторые сам пробовал, другие ещё не успел, но планирую в будущем. Я больше всего люблю снимать именно портреты, и наличие "портретников", при выборе системы для себя, считаю важным.

Прежде всего, что такое "портретник", в моём понимании: это объектив, позволяющий эффектно отделить малой глубиной резкости модель от фона, обладающий хорошей светосилой. Э квивалентное Ф окусное Р асстояние (далее по тексту ЭФР, получаемое по формуле ФР*кроп) от 50 миллиметров, очень желательно больше, потому что 50 миллиметров я использую больше для ростовых портретов, реже для поясных, и почти никогда для молочных (по грудь) и крупных, потому что искажаются черты лица, получается не официальный, а интимный портрет, да и подходить нужно слишком близко. Крупные портреты я предпочитаю снимать на фокусном расстоянии от 100 до 200 миллиметров, иногда и больше. На зеркалках для этого есть объективы типа 70-200mm, 135mm, 200mm, в студии даже на 18-200 и 28-300 получается интересный результат, с закрытой диафрагмой. В каких-то ситуациях, для портретов подходят 50mm и 85mm со светосилой от f/1.8 и больше, но эти объективы, всё же, лучше для жанрового портрета (снимка не просто человека, человека в интерьере или за работой).

Неавтофокусные модели рассматривать не буду, это очень на любителя и вообще отдельная тема, при всех фокуспикингах и зумах.

Портретники для Canon

Беззеркалок всего две - EOS M и EOS M2, которая в России не продаётся. Весь парк сейчас состоит из 4 объективов с байонетом EF-M, и переходника EF-M на EF и EF-S. Портретников для EF-M практически нет, потому что 22mm f/2 слишком тёмный и короткий (скорее это линза для общих планов и жанрового портрета), а снимать через переходник - блажь, теряется вся компактность и осмысленность системы. Впрочем, плюс переходника не отнять - с родными EF-фиксами, которые не так уж велики, можно что угодно снимать, и качество будет очень достойным, а выбор линз широк. Так что, если уж заниматься портретной съёмкой с EOS M, то только с переходником на большие стёкла. Я такой способ не люблю.

Как я понял, этот портрет сделан на Canon EOS M с EF-M 22mm f/2:

Полный перечень родных объективов представлен здесь . Примеры снимков на Canon EOS M посмотреть здесь .

Портретники для Fujfilm

Дела с портретниками обстоят очень неплохо. Штатный 35mm f/1.4 очень хорош для жанрового и ростового, ограниченно для поясного портрета, светосильный макро-объектив 60mm f/2.4 тоже можно использовать как портретный, при его ЭФР 90mm и неплохой светосиле. Но, самый интересный объектив, это 56mm f/1.2 вышедший относительно недавно. И светосила прекрасная, и ГРИП очень маленькую даёт, для размытия фона в молоко, правда ЭФР всего 84mm, значит для очень крупных портетов не оптимален. Пытался найти к нему телеконвертер, но таких, похоже, в природе не существует. А было бы забавно получить ЭФР 168mm при f/2.4 - как раз было бы идеально для крупных портретов.

Как я понял, этот портрет сделан на 56mm f/1.2:

Полный перечень родных объективов представлен здесь .

Портретники для Nikon

Кроп 2.7 означает, что получить сильно размытый фон можно или на очень большом фокусном расстоянии, или с очень светосильной оптикой. К счастью, кое-что в парке для портретной съёмки имеется: 32mm f/1.2 здесь работает как 86 миллиметров, а 18.5mm f/1.8 как полтинник. Через переходник "большой" полтинник f/1.8 превращается в прекраснейший портретник с ЭФР 135 миллиметров, я пробовал с ним снимать, фон размывает в молоко. Вот вам и "крошечный сенсор", который все ругали за слишком большую ГРИП.

Как я понял, этот портрет сделан как раз на 32/1.2:

Полный перечень родных объективов представлен здесь .

Портретники для Olympus и Panasonic (micro 4:3)

С портретниками всё очень хорошо - есть у Olympus 45/1.8 с ЭФР 90мм и шикарный 75mm f/1.8 с ЭФР 150 миллиметров. Последний просто оптимален для крупных портретов, да и ростовые получаются с вполне внятной отбивкой от фона. При этом, линзы очень компактные, я даже 75mm в карман джинсов без проблем кладу. Особо подчеркну, что вся светосильная оптика выигрывает от встроенного стабилизатора на матрице. Снимать на 150 миллиметров по 1/50 секунды, и даже на более длинных выдержках, большое удовольствие в помещениях, где света всегда мало.

У Panasonic есть 42,5mm f/1.2 (ЭФР 85мм), тоже интереснейший вариант для портретов.

Как я понял, этот портрет сделан на 75mm f/1.8 для micro4/3:

Как я понял, этот портрет сделан на Panasonic 42,5mm f/1.2:

Большой список объективов разных брендов для micro4/3 можно посмотреть здесь .

Портретники для Samsung

Для беззеркалок Samsung NX есть два сверхсветосильных родных объектива - 45/1.8 и 85/1.4 - последний, с учётом кропа 1.5x вполне интересен для портретов.

Как я понял, этот портрет снят на Samsung 85mm f/1.4 SSA:

Полный перечень родных объективов для Samsung NX можно найти здесь .

Портретники для Sony

У серии NEX и полнокадровых A7 (A7, A7R, A7S) какая-то беда с портретниками. Есть светосильные линзы с фокусным расстоянием 35 мм и 50 мм (со стабилизатором) на кропнутые NEX/a с байонетом E, и полнокадровый 55mm на A7. Среди неродных тоже ничего толкового не нашёл, разве что 60mm f/2.8 у Sigma. Вариант - использование большой оптики через переходник, но я считаю этот способ неудобным. Плюс полнокадровых A7 в большом сенсоре, они прекрасно размывают фон и на F4, то есть 70-200 F/4 оказывается неплохим выбором для портретов (про ценник молчу...)

Полный перечень родных объективов представлен здесь .

Общий итог - какая система лучше для портретов

В общем итоге, на лидерство для портретной съёмки претендует система micro 4:3, потому что здесь есть линзы с ЭФР до 150 миллиметров, то есть интересные для классического поясного и крупного портрета в плане перспективных искажений, и стабилизация с ними работает, правда я бы не забывал, что на 50 миллиметрах ЭФР на этом типе систем ГРИП остаётся довольно большой, а размытие фона не так сильно.

Добротный выбор и отменная светосила у Fujifilm, к тому же, у этой системы очень низкие шумы и прекрасная детализация даже на высоких ISO, что вкупе с хорошей светосилой делает систему очень интересной для портретов в помещениях и съёмки ночью.

На удивление неплохая ситуация с Samsung, и их компактными беззеркалками NX - 85-миллиметровый объектив не может похвастаться компактными размерами, но прекрасно размывает фон. При полуторакратном кропе это ЭФР 127 миллиметров, что тоже неплохо для портретов. Sony как-то подкачали, такое ощущение, что они считают светосильные портретники ненужными, предлагая обходиться на кропнутых моделях полтинником (ЭФР 75мм), а на полнокадровых либо ФР 50мм, либо чудовищными по размерам и цене зумами. Маленькая скоростная Nikon 1, в плане портретов, несмотря на небольшой сенсор, дающий на тёмной оптике большую ГРИП, выступает очень достойно - 32 миллиметровый объектив очень годен для поясных, и даже для крупных портретов.

Если брать шире, то "большая двойка" в лице Canon и Nikon, законодателей в области зеркалок, в плане беззеркалок интересна с использованием переходников для большой оптики. То же можно сказать про Sony. Но компактность беззеркалок, при таком подходе, теряется.

Другие мои посты по фототехнике:

Хотите что-то добавить или показать примеры, как вы снимали на описанные объективы? Не стесняйтесь написать в комментариях, ссылки не возбраняются ;-)
rss